Регистрация Вход
Город
Город
Город
Stepan-studio.ru

Stepan-studio.ru

Оригинальная музыка к спектаклям и мюзиклам. Качественная звукорежиссура и стильные аранжировки. Напишите: vk.com/stepan_studio или stepka68@gmail.com
Подробнее
TAGREE digital-агентство

TAGREE digital-агентство

Крутые сайты и веб-сервисы. Комплексное продвижение и поддержка проектов. Позвоните: +7-499-350-0730 или напишите нам: hi@tagree.ru.
Подробнее

Неприкаянный Моцарт.

1



 

Утром в субботу, 30 марта, на  72-м  году жизни умер Валерий Золотухин, актер, в равной степени заслуживший признание своими ролями в театре и в кино. Почти весь март он находился в Российском центре рентгенорадиологии, куда был доставлен с онкологическим заболеванием. В начале месяца Золотухин ушел с поста руководителя Театра на Таганке, с которым, прежде всего, и была связана его театральная судьба.

 

2



Валерий Сергеевич Золотухин родился в июне 1941 года в алтайской деревне Быстрый Исток, его отец был председателем колхоза. Уже в детстве он знал, что хотел стать именно актером, однако путь к осуществлению мечты оказался непростой: из-за детской травмы — в семь лет он вывалился из окна — Золотухин долгое время ходил на костылях, однако к окончанию школы полностью оправился. Тогда и стало понятно, что будущего актера отличают сила воли и упорство — характер, который и позволил ему работать в полную силу практически до конца жизни, несмотря на тяжелую болезнь.

 

3



 

После учебы Золотухин отправился в Москву, где поступил в ГИТИС, а в 1963 году окончил отделение музыкальной комедии. Тогда же актер был принят в труппу Театра Моссовета, успешно начал карьеру, однако уже спустя год Золотухин перешел в Таганку, куда его позвал только что возглавивший ее Юрий Любимов. К тому моменту в Таганке уже был поставлен «Добрый человек из Сезуана» по Брехту, ознаменовавший рождение нового авторского театра, который к  1970-м  станет театральным центром страны, притягательным своим духом свободы. Неожиданные художественные сочетания делали событием каждый спектакль Любимова: в театре смело смешивали жанры, актеры Таганки пели, читали стихи, танцевали, при этом каждый сохранял свое лицо, актерскую индивидуальность.

 

4



 

Золотухин — артист золотой поры любимовской Таганки, одна из звезд театра наряду с Владимиром Высоцким, Леонидом Филатовым, Аллой Демидовой, Вениамином Смеховым. Золотухин обладал особой музыкальностью, даром, совмещавшим и комическое, и драматическое. Первая его роль — Водонос в «Добром человеке из Сезуана», потом были Грушницкий в «Герое нашего времени», Маленький монах в «Жизни Галилея», лирический  Маяковский в «Послушайте!», Андрей Находка в «Матери», Гришка Отрепьев в «Борисе Годунове», Дима Глебов в «Доме на набережной» по Трифонову и многое другое. Критики отмечали, что его роли словно лились, были плавными, иногда безвольными, иногда властными, сам же он был ироничным и обаятельным, порой до коварства.

 

5



Театральная жизнь Золотухина, актера редкого шарма и невероятного темперамента, была насыщенной не только в триумфальные годы Таганки — тогда в его биографии, скорее, преобладало кино — но и после, когда кого-то из великих не стало, а артисты начали покидать театр, сначала при Анатолии Эфросе, потом из-за ссоры с Любимовым. Валерий Золотухин всю жизнь оставался с Таганкой, и в  2000-х  работал очень много, выходил на сцену в «Живаго», «Высоцком», «Медее», «Театральном романе». Остался и в  2011-м, когда принял непростое решение возглавить театр — об этом просила труппа, разругавшаяся с отцом-основателем.

 

7



 

Однако Таганка, в которой он всегда был частью театрального замысла — это только половина славы Золотухина; его значение как самостоятельного киноактера, воплотившего на экране сотни образов, невозможно переоценить. Многие его роли были сопряжены с воплощением на экране сводящей с ума боли жизненного выбора, который причем нередко за героев делали обстоятельства, оставляя им лишь страдания. Не самой яркой, но показательной в этом отношении является роль раскаявшегося полубезумца Бена Ганна, пирата, оставленного товарищами на Острове сокровищ в наказание за непослушание. В воробьевской детско-юношеской экранизации Стивенсона 1982 года именно Золотухину досталась роль, сравнимая если не с Агасфером, то, по крайней мере, с мифологическими грешниками Танталом и Сизифом.

 

6



 

Одна из первых кинокартин Золотухина — «Интервенция» 1968 года — пролежала на полке почти 30 лет. В ней актер сыграл наследника банкирских капиталов Женю Ксидиаса, глупого и наивного «гимназиста-наполеона», от которого последовательно отказываются революция, контрреволюция, Антанта, мать, уголовники — и такая же глупая и наивная девушка, которую он любил. Безмозглый дурачок в зеленой фуражке с гербом гимназии благодаря Золотухину стал по-настоящему трагической фигурой, раскрывающий весь экзистенциальный ужас правдивой и универсальной русской пословицы: куда ни кинь — всюду клин.

 

7



 

Позднее история маленького и неприкаянного человека, даже не пытавшегося перестать быть таковым, была раскрыта в фильме «Бумбараш», музыкальной трагикомедии 1971 года, в которой актер сыграл главную роль и исполнил песни на стихи Юлия Кима. Фильм принес Золотухину огромную популярность и стал на долгие годы его «визитной карточкой». Вернувшийся из австрийского плена солдат Семен Бумбараш — в фильме его даже не называют по имени — не нужен никому. Ни красным, ни белым, ни зеленым, ни даже собственной жене — при этом парадоксальным образом все они что-то от него хотят.

 

 

С этого же фильма началось признание Золотухина-певца. В дальнейшем актер участвовал в озвучивании немногих, но очень известных картин, исполняя песни за чужих героев. Например, в гайдаевских «12 стульях» он спел «Где среди пампасов...» за Остапа Бендера (Арчил Гомиашвили), а в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» — «Разговор со счастьем» («Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь...»).

 

8



 

Совершенно особой ролью Золотухина стал Моцарт в «Маленьких трагедиях» Швейцера, партнер и антагонист Сальери-Смоктуновского. Играя гения из пушкинских стихов, актер раскрыл его благородное безумство и страдания — и, как ни парадоксально сравнение, почти таким же был золотухинский Коля Касаткин, вернувшийся из армии к изменившей ему жене в фильме «Единственная» Иосифа Хейфица 1975 года.

 

9



 

Нельзя не упомянуть одну из последних ролей Золотухина — душевного деревенского фрика-мудреца Семена Мироновича. Старик по прозвищу Хали-Гали из телесериала «Участок» — комичный персонаж, но это соль земли, которой нужно быть смешной, чтобы остаться соленой.

 

10



 

К тому же человеческому типу относится деревенский милиционер, старшина Василий Фокич Сережкин из «Хозяина тайги» — хотя сюжет противостояния Золотухина и Высоцкого больше напоминал в этом фильме борьбу за зрительские симпатии.

1970-е  были пиком карьеры Золотухина. В эти годы с его участием еще вышли «Берега» (1973), «Каждый день доктора Калинниковой» (1973), «Царевич Проша» (1974), «Сказ про то, как царь Петр Арапа женил» (1976), третий фильм трилогии о Василии Сережкине «Предварительное расследование» (1978). В  1990-х  годах актер стал меньше сниматься в кино, но в  2000-е  вернулся на большой экран: вышли бекмамбетовские «Дозоры», где Золотухин исполнил роль вампира-вегетарианца, убивавшего людей во имя выдуманного блага.

В 2005 году вышла экранизация романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» режиссера Бортко, в которой Золотухин снялся в роли домоуправа Босого. Он успел сыграть даже Гитлера в малоизвестном фильме «Приказано уничтожить! Операция: „Китайская шкатулка“» 2009 года. В том же году Золотухин вернулся к Бекмамбетову в фильме «Черная молния», в котором сыграл роль изобретателя Перепелкина. Одной из последних ролей для артиста стала работа в фильме «Бригада: Наследник» — продолжении знаменитого сериала 2002 года.

 

11



 

Всего Золотухин сыграл более чем в 90 фильмах и сериалах, 30 спектаклях, диапазон его ролей оказался чрезвычайно широк. Однако сам Золотухин когда-то кокетливо сказал: «Я всего лишь русский деревенский актер». За ним действительно закрепилось амплуа героя из народа, и здесь немалую роль сыграла его любовь к народной песне, которую он мастерски исполнял. В конечном счете, именно музыкальный дар определил лицо актера в глазах зрителя, чей голос лучше, чем что-либо смог выразить русский национальный характер.

Корни значили для актера многое, он и творчески был связан со своей малой родиной: в 2003 году Золотухин стал художественным руководителем Государственного молодежного театра Алтая, где ставил спектакли и воспитывал новое поколение артистов. Согласно его завещанию, похоронен он будет в родном селе Быстрый Исток. 

 

12



 



Источник: http://lenta.ru/articles/2013/03/30/zolotukhin/

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

золотухин

 

Комментарии:



+. Редкого дара человек.

Ответить

Вчера смотрела отрывок из "Бумабараша" где он пел "Ходят кони". Талант..Что еще скажешь..Жаль.

Ответить

Любавна

Почему-то нигде не встречаются фильмы, по которым я его запомнила и полюбила еще в детстве - "Цветы запоздалые", по Чехову и еще какой-то - не помню названия - военный, про девушек-сапёров, которыми командовал его герой. Может, и не самые яркие фильмы и роли, но я запомнила. В детстве-юности он был большой моей любовью...

Ответить

feta52

Если хотите посмотреть "Цветы запоздалые", то в поисковике "Яндекса" напишите - "Яндекс-видео" - там много старых фильмов советских времен. Но, когда войдете в Яндекс-видео, то там же есть поисковик, вот в нем и напишите : Фильм "Цветы запоздалые" - и посмотрите фильм.

Ответить

Любавна

Да, я его уже нашла, я имела в виду - не слышно об этих фильмах, забыли.

Ответить

Pilat /Reborn/

"Дозоры". может, и не лучшее отечественное кино, но роль отца молодого вампира Кости очень трогательная и запоминающаяся своей трагичностью.

Ответить

feta52

Великий актер, душою прост, наш, русский, человек... аплодирую ему...

Ответить

все меньше и меньше остается великих актеров....земля ему пухом

Ответить

все меньше и меньше остается великих актеров....земля ему пухом

Ответить


В "Маленьких трагедиях" Моцарт был органичнее Дон Гуана.
Швейцер завершил многолетний "спор" друзей.
Это был Актер, которому простился Бумбараш.

Ответить

Крупный Еж

Хорошо сказали. Только, были ли они друзьями... но, тут не об этом.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.